Как изменить диафрагму на canon
Перейти к содержимому

Как изменить диафрагму на canon

  • автор:

Режим «AE с приоритетом диафрагмы» (Av)

В этом режиме пользователь устанавливает значение диафрагмы, а камера автоматически устанавливает выдержку затвора для получения стандартной экспозиции в соответствии с яркостью объекта. Большее диафрагменное число (меньшее отверстие диафрагмы) обеспечивает большую глубину резкости, т. е. в фокусе будет большая часть переднего и заднего планов. Напротив, меньшее диафрагменное число (большее отверстие диафрагмы) уменьшает глубину резкости, т. е. в фокусе будет меньшая часть переднего и заднего планов.

означает «значение диафрагмы» (отверстие диафрагмы).

(С меньшим диафрагменным числом f/5.6)

Резкий передний и задний план

(С большим диафрагменным числом: f/32)

  1. Поверните диск установки режима в положение .

  • Задайте ее диском .
  • Нажмите кнопку спуска затвора наполовину.

  • Если индикатор выдержки затвора не мигает, будет получена стандартная экспозиция.
  • Мигание значения выдержки затвора « 30″ » означает недоэкспонирование. Диском уменьшайте значение диафрагмы (открывайте диафрагму), пока значение выдержки затвора не перестанет мигать, либо увеличьте чувствительность ISO.
  • Если мигает выдержка затвора « 1/4000 », это означает переэкспонирование. Диском увеличивайте значение диафрагмы (закрывайте диафрагму), пока значение выдержки затвора не перестанет мигать, либо уменьшите чувствительность ISO.
  • Индикация значения диафрагмы
  • Чем больше величина, тем меньше диаметр отверстия диафрагмы. Отображаемые значения диафрагмы зависят от объектива. Если на камеру не установлен объектив, отображается величина диафрагмы « F00 ».

Просмотр глубины резкости

Диафрагма изменяется только в момент съемки, все остальное время она остается открытой. Поэтому глубина резкости на экране выглядит узкой или небольшой. Чтобы проверить область, находящуюся в фокусе, назначьте функцию [] (просмотр глубины резкости) какой-нибудь кнопке и нажмите эту кнопку.

  • Чем больше значение диафрагмы, тем шире область, лежащая в фокусе, от переднего до заднего планов.
  • Эффект глубины резкости хорошо виден на экране, если изменить значение диафрагмы и нажать кнопку, назначенную предварительному просмотру глубины резкости.
  • Пока нажата кнопка, которой назначена функция просмотра глубины резкости, экспозиция фиксирована (Фиксация AE).

Av: AE с приоритетом диафрагмы

В этом режиме пользователь устанавливает величину диафрагмы, а камера автоматически устанавливает выдержку для получения стандартной экспозиции в соответствии с яркостью объекта. Большее диафрагменное число (меньшее отверстие диафрагмы) обеспечивает большую глубину резкости, т. е. в фокусе будет большая часть переднего и заднего планов. Напротив, меньшее диафрагменное число (большее отверстие диафрагмы) уменьшает глубину резкости, т. е. в фокусе будет меньшая часть переднего и заднего планов.

[] означает «величину диафрагмы» (отверстие диафрагмы).

(С меньшим диафрагменным числом f/5.6)

Резкий передний и задний план

(С большим диафрагменным числом: f/32)

  1. Установите режим съемки [].

  • Нажмите кнопку , затем диском выберите [].

  • Задайте ее диском .

  • Нажмите кнопку спуска затвора наполовину.
  • Выдержка затвора устанавливается автоматически.

  • Если индикатор выдержки не мигает, будет получена стандартная экспозиция.

  • Индикация величины диафрагмы
  • Чем больше величина, тем меньше диаметр отверстия диафрагмы. Отображаемые значения величины диафрагмы зависят от объектива. Если на камеру не установлен объектив, отображается величина диафрагмы «F00».

Просмотр глубины резкости

Нажав кнопку предварительного просмотра глубины резкости, можно привести величину диафрагмы объектива в соответствие с текущей установкой и проверить область, находящуюся в фокусе (глубину резкости).

  • Чем больше диафрагменное число, тем шире область, лежащая в фокусе, от переднего до заднего планов.
  • Эффект глубины резкости хорошо виден на изображениях, если изменить величину диафрагмы и нажать кнопку предварительного просмотра глубины резкости.
  • Пока нажата кнопка просмотра глубины резкости, экспозиция фиксирована (Фиксация AE).

Как изменить диафрагму на canon

F: изменение глубины резкости – Инструкция по эксплуатации Canon EOS 600D

background image

Чтобы размыть фон или чтобы сделать и передний, и задний план
резкими, поверните диск установки режима в положение
(автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы), чтобы отрегулировать
глубину резкости (диапазон приемлемой фокусировки).

* означает значение диафрагмы, т.е. размер отверстия диафрагмы внутри объектива.

Поверните диск установки

режима в положение f>.

Установите требуемую диафрагму.

Чем больше диафрагменное число, тем
больше значение глубины резкости, где более
четкая фокусировка может быть достигнута как
на переднем, так и на заднем плане.

Поворотом диска вправо можно
увеличить диафрагменное число (уменьшить
диаметр отверстия диафрагмы), поворотом
влево — уменьшить диафрагменное число
(увеличить диаметр отверстия диафрагмы).

Сделайте снимок.

Сфокусируйтесь и полностью нажмите кнопку
спуска затвора. Изображение будет снято с
выбранным значением диафрагмы.

Урок 4. Режим приоритета диафрагмы (режим AV в Canon). Как выставить диафрагму.

Кроме глубины резкости, диафрагма имеет непосредственное влияние на экспозицию, т.е. на количество света, которое требуется пропустить в фотоаппарат для правильного освещения на снимке, а значит необходимо это учитывать при установке того или иного значения диафрагмы.

На прошлом уроке мы узнали, что управляя диафрагмой можно управлять глубиной резкости и выделять объекты путем размытия фона. Теперь пришло время научиться использовать эту возможность не забывая про влияние размера «дырки» на количество поступающего света в фотоаппарат.

Для того, чтобы научиться управлять диафрагмой и при этом снимок имел правильную экспозицию нужно вспомнить, что экспозиция определяется как сочетание выдержки и диафрагмы. Если вы хотите задать диафрагму вручную, мы имеем уравнение с одним неизвестным — выдержкой, ведь диафрагму фотограф задал вручную, а количество света определилось экспонометром. Фотоаппарат сам может посчитать, исходя из освещенности объекта и установленной фотографом диафрагмы, какую выдержку поставить, чтобы снимок был правильно освещен. Именно для этого используется специальный режим в фотоаппарате: Приоритет диафрагмы. В Canon режим приоритет диафрагмы обозначается буквами AV.

Съемка с приоритетом диафрагмы

Допустим, у вас стоит задача сделать одиночный портрет, а для этого стоит уменьшить глубину резкости (размыть задний фон). Мы устанавливаем режим приоритета диафрагмы и задаем на аппарате диафрагменное число f на минимальное значение.

Наведем фотоаппарат на один объект и сделаем снимок: фотоаппарат определил освещенность объекта и выставил соответствующую выдержку в пару к установленной диафрагме.

Сфотографировав объект, который освещен сильнее или хуже, можно увидеть, что диафрагма осталась на том же значении, которое задано фотографом, а вот выдержка поменялась.

Если нужно сфотографировать группу людей, то диафрагму стоит намного «зажать», т.е. увеличить число f. Как следствие увеличится глубина резкости и лица людей будут резкими даже находясь на разном расстоянии от фотографа. Фотографу, увлекающемуся съемкой пейзажей, нужно задавать максимальную глубину резкости (максимальный ГРИП), для этого число f установите на значение 8.0-9.0 (при этом значении достигается лучшая резкость по всей площади фотографии).

Что такое «шевеленка»

Замечательный инструмент этот режим приоритета диафрагмы, но начинающего фотографа поджидают подводные камни. Например, Вы фотографируете пейзаж и, руководствуясь моими рекомендациями, установили диафрагменное число f=8.0 в режиме приоритета диафрагмы. Если это яркий день, то съемка пройдет успешно, кадр будет правильно экспонирован и вы получите резкое изображение пейзажа. Но стоит фотографу проделать такое в сумерках (или других условиях малой освещенности), он получит нерезкое смазанное изображение.

Дело в выдержке: автоматика поняла, что света мало, а диафрагму увеличить нельзя для большего количества света (она ведь задана фотографом) – остается один путь: увеличить выдержку. Если в яркий солнечный день выдержка составляла 1/500с, то в сумраке она увеличилась до 1/30с. С момента открытия шторки до ее закрытия проходит слишком много времени и на снимке фиксируется микро движение фотоаппарата. Дрожание рук — это первая причина «шевеленки» — так называется этот эффект. Используя режим «приоритет диафрагмы» не забывайте следить за выдержкой. Увеличивайте диафрагму (уменьшая число f на фотоаппарате) если выдержка становится длиннее 1/60.

Если условия освещения постоянно меняются и часто оказывается недостаточно света, это оборачивается для фотографа «шевеленкой». Тогда выдержка выходит на первый план.

Подведем итоги:

Режим приоритета диафрагмы — полуавтоматический режим определения экспозиции: диафрагма задается фотографом, а выдержка определяется автоматически в зависимости от количества имеющегося освещения. Не забывайте, что выдержка может стать слишком длинной и это приведет к «шевеленке», если количество света ограничено!

На следующем Уроке №5 я расскажу, что такое выдержка фотоаппарата и как убрать шевеленку, управляя выдержкой.

Если Вы начали обучение с этой статьи, я советую почитать основы цифровой фотографии для начинающих — это базовые знания, необходимые каждому желающему научиться красиво фотографировать зеркальным фотоаппаратом.

Как выставлять диафрагму. Практикум

diafragma_41[1]

Из статьи «Простыми словами о диафрагме» вы уже узнали о том, что такое диафрагма и как ее параметры влияют на результаты съемки. Теперь пора научиться выставлять параметры диафрагмы на вашем фотоаппарате и применять полученные знания на практике!

Так получилось, что все то время, что я занимаюсь цифровой фотографией, я снимаю на камеры Canon. Поэтому радуйтесь, владельцы кэнонов, вас я смогу провести буквально по шагам! Обладателям фотоаппаратов Nikon, Sony, Olympus, Pentax и др. я смогу помочь только общими советами. На самом деле принципиально управление цифровыми зеркалками разных брендов мало чем отличается. Отличается только расположение кнопок и функций в меню. Я уверена, с этим вы быстро разберетесь – книжечка-инструкция к вашей камере вам в помощь!

ZURTOP1[1]

Способ выставления значений диафрагмы на фотоаппарате мы будем рассматривать на примере цифровых зеркальных камер Canon 450D и Canon 550D, поскольку это самые распространенные модели среди любителей и начинающих фотографов.
Для начала посмотрим, в каких вообще режимах камера позволит нам управлять диафрагмой. Обратите внимание на вращающееся колесико на верхней части фотоаппарата – это переключатель режимов съемки.

canon_eos-450d-kit-ef-50mm-f14-usm_2_extra[1]

Теперь посмотрите на дисплей фотоаппарата: в верхней части экрана вы видите два прямоугольника. Нам нужен правый верхний, именно в нем отображается значение диафрагмы F.

Теперь попереключайтесь между разными режимами съемки. Как вы видите, в большинстве из них правый верхний прямоугольник остается пустым, т.е. камера сама устанавливает параметры съемки и не считает нужным сообщать нам о выставленных значениях. Только в двух режимах – Av (приоритет диафрагмы) и M (ручная настройка) мы можем управлять диафрагменным значением.

Как выставлять диафрагму в режиме приоритета диафрагмы Av.

ZURTOP2[1]

Смысл этого режима состоит в том, что мы сами устанавливаем значение диафрагмы, а автоматика фотокамеры подбирает подходящую выдержку. При этом правый верхний квадратик содержит диафрагменное число и подсвечивается (т.е. активен). Это означает, что при перемещении колесика управления, отмеченного на картинке, вы будете открывать или закрывать диафрагму.

Потренируйтесь выставлять диафрагму таким способом и посмотрите, как при этом ваш фотоаппарат изменяет значение выдержки (показывается на дисплее в левом верхнем квадратике, рядом со значением диафрагмы).

Как выставлять диафрагму в ручном режиме съемки.

При переключении фотоаппарата в мануальный режим на дисплее автоматически подсвечивается значение выдержки (значение в левом верхнем квадратике). Это значит, что при вращении колесика – переключателя настроек экспозиции будет изменяться только значение выдержки. Как же выставить диафрагму?

canon_eos-450d-kit-ef-50mm-f14-usm_2_extra1[1]

Все очень просто! Для этого необходимо большим пальцем зажать кнопку Av (показана на рисунке) и удерживая ее в таком положении, подкрутить колесико экспозиции, изменяя тем самым значение диафрагмы.

А теперь самое интересное. Я дам вам небольшое домашнее задание.

Чтобы закрепить полученные знания о диафрагме и о том, как ее устанавливать, как минимум 3 съемочных дня снимайте только в режиме Av (приоритета диафрагмы). Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы: F=min, F=6.3, f=9, f=11.

F=min -это минимально возможное для вашего объектива. Для китовых любительских объективов это обычно 3.5-5.6, для более светосильной оптики – от 1.2 до 2.8.

Помните совет: если хотите сильнее размыть задний план, сильнее откройте диафрагму (значения от 1.2 до 5.6); если хотите максимально резко показать все объекты в кадре, закройте диафрагму до значения не меньше 8.0).

Если у вас появились какие-то вопросы по выставлению диафрагмы, задавайте их в комментариях к статье. Также хотелось бы увидеть ваши первые снимки с разным значением диафрагмы.

Как настроить диафрагму на canon

Урок 4. Режим приоритета диафрагмы (режим AV в Canon). Как выставить диафрагму.

Кроме глубины резкости, диафрагма имеет непосредственное влияние на экспозицию, т.е. на количество света, которое требуется пропустить в фотоаппарат для правильного освещения на снимке, а значит необходимо это учитывать при установке того или иного значения диафрагмы.

На прошлом уроке мы узнали, что управляя диафрагмой можно управлять глубиной резкости и выделять объекты путем размытия фона. Теперь пришло время научиться использовать эту возможность не забывая про влияние размера «дырки» на количество поступающего света в фотоаппарат.

Для того, чтобы научиться управлять диафрагмой и при этом снимок имел правильную экспозицию нужно вспомнить, что экспозиция определяется как сочетание выдержки и диафрагмы. Если вы хотите задать диафрагму вручную, мы имеем уравнение с одним неизвестным — выдержкой, ведь диафрагму фотограф задал вручную, а количество света определилось экспонометром. Фотоаппарат сам может посчитать, исходя из освещенности объекта и установленной фотографом диафрагмы, какую выдержку поставить, чтобы снимок был правильно освещен. Именно для этого используется специальный режим в фотоаппарате: Приоритет диафрагмы. В Canon режим приоритет диафрагмы обозначается буквами AV.

Съемка с приоритетом диафрагмы

Допустим, у вас стоит задача сделать одиночный портрет, а для этого стоит уменьшить глубину резкости (размыть задний фон). Мы устанавливаем режим приоритета диафрагмы и задаем на аппарате диафрагменное число f на минимальное значение.

Наведем фотоаппарат на один объект и сделаем снимок: фотоаппарат определил освещенность объекта и выставил соответствующую выдержку в пару к установленной диафрагме.

Сфотографировав объект, который освещен сильнее или хуже, можно увидеть, что диафрагма осталась на том же значении, которое задано фотографом, а вот выдержка поменялась.

Если нужно сфотографировать группу людей, то диафрагму стоит намного «зажать», т.е. увеличить число f. Как следствие увеличится глубина резкости и лица людей будут резкими даже находясь на разном расстоянии от фотографа. Фотографу, увлекающемуся съемкой пейзажей, нужно задавать максимальную глубину резкости (максимальный ГРИП), для этого число f установите на значение 8.0-9.0 (при этом значении достигается лучшая резкость по всей площади фотографии).

Что такое «шевеленка»

Замечательный инструмент этот режим приоритета диафрагмы, но начинающего фотографа поджидают подводные камни. Например, Вы фотографируете пейзаж и, руководствуясь моими рекомендациями, установили диафрагменное число f=8.0 в режиме приоритета диафрагмы. Если это яркий день, то съемка пройдет успешно, кадр будет правильно экспонирован и вы получите резкое изображение пейзажа. Но стоит фотографу проделать такое в сумерках (или других условиях малой освещенности), он получит нерезкое смазанное изображение.

Дело в выдержке: автоматика поняла, что света мало, а диафрагму увеличить нельзя для большего количества света (она ведь задана фотографом) – остается один путь: увеличить выдержку. Если в яркий солнечный день выдержка составляла 1/500с, то в сумраке она увеличилась до 1/30с. С момента открытия шторки до ее закрытия проходит слишком много времени и на снимке фиксируется микро движение фотоаппарата. Дрожание рук — это первая причина «шевеленки» — так называется этот эффект. Используя режим «приоритет диафрагмы» не забывайте следить за выдержкой. Увеличивайте диафрагму (уменьшая число f на фотоаппарате) если выдержка становится длиннее 1/60.

Если условия освещения постоянно меняются и часто оказывается недостаточно света, это оборачивается для фотографа «шевеленкой». Тогда выдержка выходит на первый план.

Подведем итоги:

Режим приоритета диафрагмы — полуавтоматический режим определения экспозиции: диафрагма задается фотографом, а выдержка определяется автоматически в зависимости от количества имеющегося освещения. Не забывайте, что выдержка может стать слишком длинной и это приведет к «шевеленке», если количество света ограничено!

На следующем Уроке №5 я расскажу, что такое выдержка фотоаппарата и как убрать шевеленку, управляя выдержкой.

Если Вы начали обучение с этой статьи, я советую почитать основы цифровой фотографии для начинающих — это базовые знания, необходимые каждому желающему научиться красиво фотографировать зеркальным фотоаппаратом.

Как выставлять диафрагму. Практикум

diafragma_41[1]

Из статьи «Простыми словами о диафрагме» вы уже узнали о том, что такое диафрагма и как ее параметры влияют на результаты съемки. Теперь пора научиться выставлять параметры диафрагмы на вашем фотоаппарате и применять полученные знания на практике!

Так получилось, что все то время, что я занимаюсь цифровой фотографией, я снимаю на камеры Canon. Поэтому радуйтесь, владельцы кэнонов, вас я смогу провести буквально по шагам! Обладателям фотоаппаратов Nikon, Sony, Olympus, Pentax и др. я смогу помочь только общими советами. На самом деле принципиально управление цифровыми зеркалками разных брендов мало чем отличается. Отличается только расположение кнопок и функций в меню. Я уверена, с этим вы быстро разберетесь – книжечка-инструкция к вашей камере вам в помощь!

Способ выставления значений диафрагмы на фотоаппарате мы будем рассматривать на примере цифровых зеркальных камер Canon 450D и Canon 550D, поскольку это самые распространенные модели среди любителей и начинающих фотографов.
Для начала посмотрим, в каких вообще режимах камера позволит нам управлять диафрагмой. Обратите внимание на вращающееся колесико на верхней части фотоаппарата – это переключатель режимов съемки.

Теперь посмотрите на дисплей фотоаппарата: в верхней части экрана вы видите два прямоугольника. Нам нужен правый верхний, именно в нем отображается значение диафрагмы F.

Теперь попереключайтесь между разными режимами съемки. Как вы видите, в большинстве из них правый верхний прямоугольник остается пустым, т.е. камера сама устанавливает параметры съемки и не считает нужным сообщать нам о выставленных значениях. Только в двух режимах – Av (приоритет диафрагмы) и M (ручная настройка) мы можем управлять диафрагменным значением.

Как выставлять диафрагму в режиме приоритета диафрагмы Av.

ZURTOP2[1]

Смысл этого режима состоит в том, что мы сами устанавливаем значение диафрагмы, а автоматика фотокамеры подбирает подходящую выдержку. При этом правый верхний квадратик содержит диафрагменное число и подсвечивается (т.е. активен). Это означает, что при перемещении колесика управления, отмеченного на картинке, вы будете открывать или закрывать диафрагму.

Потренируйтесь выставлять диафрагму таким способом и посмотрите, как при этом ваш фотоаппарат изменяет значение выдержки (показывается на дисплее в левом верхнем квадратике, рядом со значением диафрагмы).

Как выставлять диафрагму в ручном режиме съемки.

При переключении фотоаппарата в мануальный режим на дисплее автоматически подсвечивается значение выдержки (значение в левом верхнем квадратике). Это значит, что при вращении колесика – переключателя настроек экспозиции будет изменяться только значение выдержки. Как же выставить диафрагму?

Все очень просто! Для этого необходимо большим пальцем зажать кнопку Av (показана на рисунке) и удерживая ее в таком положении, подкрутить колесико экспозиции, изменяя тем самым значение диафрагмы.

А теперь самое интересное. Я дам вам небольшое домашнее задание.

Чтобы закрепить полученные знания о диафрагме и о том, как ее устанавливать, как минимум 3 съемочных дня снимайте только в режиме Av (приоритета диафрагмы). Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы: F=min, F=6.3, f=9, f=11.

F=min -это минимально возможное для вашего объектива. Для китовых любительских объективов это обычно 3.5-5.6, для более светосильной оптики – от 1.2 до 2.8.

Помните совет: если хотите сильнее размыть задний план, сильнее откройте диафрагму (значения от 1.2 до 5.6); если хотите максимально резко показать все объекты в кадре, закройте диафрагму до значения не меньше 8.0).

Если у вас появились какие-то вопросы по выставлению диафрагмы, задавайте их в комментариях к статье. Также хотелось бы увидеть ваши первые снимки с разным значением диафрагмы.

Что такое диафрагма?

Диафрагма – это просто. В двух словах, диафрагма — это устройство в объективе, которое дозирует количество света.

Лепестки диафрагмы Nikon Nikkor 105mm 1:1.8 (AI-S) на ЗК

Устройство диафрагмы в объективе Nikon Nikkor 105mm 1:1.8 (AI-S)

Для большего понимания работы такого устройства приведу пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурят глаза, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ночью нужно делать наоборот – открывать глаза пошире, чтобы захватить побольше света, при этом еще и расширяются зрачки. Глаза с большими зрачками имеют много животных, которым нужно хорошо видеть ночью.

Часто диафрагму называют еще ‘светосилой’ или ‘апертурой’ или ‘относительным отверстием’ или ‘числом F‘. Эти понятия сильно связаны между собой и для многих фотографов являются синонимами. Но среди них есть небольшие отличия, описанные ниже.

Относительное отверстие объектива – это отношение действующего отверстия объектива к фокусному расстоянию объектива. Величина обратная относительному отверстию называется диафрагменным числом или числом диафрагмы.

Относительное отверстие объектива численно выражается отношением или дробью. Например, возьмем объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, в итоге относительное отверстие численно можно будет записать такими способами: 1:16 или f1/16 или f=1:16 или F 1:16 и т.д. Никакой особой разницы в записи нет и каждый фотограф всегда поймет о чем идет речь.

Если же взять число, обратное относительному отверстию, то мы получим число диафрагмы. Обычно именно под этим числом фотографы непосредственно понимают общий термин ‘диафрагма’. Если взять тот же объектив, у которого установлено относительное отверстие в 16 раз меньше его фокусного расстояния, то его число диафрагмы будет равно значению 16. А численно его можно будет записать такими способами: F16, F/16, 16 (такое ‘голое’ число диафрагмы указывается на корпусе объектива). Никакой особой разницы в записи нет.

Некоторые объективы имеют на своем корпусе кольцо, отвечающее за управление диафрагмой. На кольце обычно есть разметка, состоящая исключительно из чисел диафрагмы (показано на рисунке ниже). Практически все современные объективы такого кольца не имеют, а управления диафрагмой происходит за счет электроники и органов управления камерой.

Кольцо управления диафрагмой на объективе Nikon ED AF Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKII)

Кольцо управления диафрагмой на объективе Nikon ED AF Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKII). С помощью кольца можно установить значения F/2.8, F/4, F/5.6, F/8, F/11, F/16, F/22.

Обычно понятие ‘светосила’ и ‘диафрагма’ являются синонимами, но на самом деле между ними существует определенная ризница. Так, диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу (отношение линейных геометрических показателей). А за общую ‘настоящую светосилу’ объектива отвечает не только диафрагма, но и множество других факторов: оптическая схема объектива, процент отражения и пропускания света объективом, падение диафрагмового числа при фокусировке на разные дистанции, процент поглощения света фотофильтром и т.д. Детально про разницу между понятиями ‘диафрагма’ и ‘светосила’ найдете в разделе про ‘T-стопы‘.

Диафрагму иногда еще называют ‘Апертурой объектива’ (лат. ‘Apertura’ — ‘Отверстие’). Потому на многих камерах режим замера экспозиции с приоритетом диафрагмы называется ‘A‘ или ‘AV‘ – ‘Aperture Value’ – ‘Значение Апертуры’. Детально про этот режим описано в разделе ‘P, A(AV), S(TV), M‘.

Обратите внимание, что величина передней линзы объектива и, собственно, величина переднего светофильтра никакого прямого отношения к светосиле объектива не имеет. Разные объективы с одинаковым фокусным расстоянием и одинаковой максимальной диафрагмой могут иметь абсолютно разные диаметры своей передней линзы. Например, возьмем два объектива класса 50 mm F/1.4: Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.4D и Sigma 50mm 1:1.4 DG HSM EX. У первого диаметр светофильтра крохотный – 52 мм, у второго огромный – 77 мм. Но их светосила (практически – максимальная диафрагма) будет одинаковой.

Какая она, диафрагма?

Под механической частью устройства диафрагмы понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Обычно отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы, а саму диафрагму – ‘ирисовой’ (от английского ‘iris’ – ‘радужная оболочка глаза’). От количества и скругленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет формируемое отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто ‘дыркой‘, так как это действительного, своего рода дырка, которая изменяет свои размеры и дозирует количество света.

На что влияет диафрагма:
  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
  3. На яркость изображения в оптическом видоискателе
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость, аберрации, виньетирование, боке и разные визуальные эффекты.
Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем меньше число F — тем меньше и глубина резкости. Чем больше число F — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото. Очень важно иметь возможность управлять ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах, чтобы увеличить глубину резкости. Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон. Как лучше всего фотографировать с размытым фоном можете прочитать в моей статье — Фотографируем с Размытым Фоном.

Размытие заднего фона при разных значениях диафрагмы

Размытие заднего фона при разных значениях диафрагмы

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядеть картинка, когда камера закроет диафрагму. Можете почитать более детально про предварительный просмотр глубины резкости.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. При закрытии диафрагмы ХА и виньетирование практически пропадают. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции. Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже F5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошем освещении. Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными – такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Обычно наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки». Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control или Таир-11А 2,8/135. В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают круглое отверстие.

Ниже приведены мои фотографии, полученные с помощью разных фотоаппаратов и объективов и снятые на разных значениях числа F. Параметры съемки (EXIF) для каждой фотографии указаны в нижней строчке.

Похожие публикации:

  1. Как посмотреть пробег фотоаппарата canon 60d на фотоаппарате
  2. Как почистить принтер canon g3411 автоматически
  3. Как проверить качество печати принтера canon
  4. Как провести глубокую очистку принтера canon

Как правильно настроить диафрагму, выдержку и ISO

Как правильно выставить диафрагму, выдержку и ISO? Какой параметр настраивать первым? Такие вопросы обычно задают люди, которые начали знакомство с тремя составляющими экспозиции. Кстати, это можно сделать на курсе по фотографии для начинающих.

Сначала дадим краткий ответ на вопрос о том, с чего начинать настройки фотоаппарата, а потом поясним это детально.

Коротко о настройках экспозиции

  • Выставляем диафрагму, ориентируясь на нужное нам размытие заднего плана.
  • Ставим ISO 100 и подбираем выдержку, визуально оценивая яркость кадра на экране камеры.
  • Если выдержка оказалась слишком длинной, и из-за этого картинка смазана — ставим настолько короткую выдержку, чтобы смаза не было, и яркость кадра регулируем уже с помощью ISO.

Такой алгоритм настройки выдержки диафрагмы и ISO подходит для всех съёмок, кроме тех случаев, когда мы снимаем в студии со вспышками.

Как настроить выдержку диафрагму и ISO

Что такое ISO, выдержка и диафрагма — экспозиция в фотографии

Перед тем, как подробно рассказать о настройке ISO, выдержки и диафрагмы сначала расскажем что это.

Если вы знаете что из себя представляют эти параметры экспозиции, можете сразу переходить к следующему разделу, который рассказывает об их настройке.

Яркость снимка можно регулировать четырьмя параметрами.

  • Интенсивностью источника света (яркостью лампочки).
  • ISO — чувствительностью матрицы к свету.
  • Выдержкой — тем, как долго свет поступает на матрицу в процессе создания кадра.
  • Диафрагмой — размером отверстия в объективе.

Настройка ISO

Что такое ISO. Раньше в камерах свет проходил через объектив и попадал на плёнку, которая преобразовывала этот свет в изображение. Чем чувствительнее плёнка к свету, тем меньше освещения нужно для формирования картинки. Чувствительность измеряется в единицах ISO. Для тёмных сцен фотографы использовали более чувствительные пленки. Плёнки с большим значением ISO. В современных цифровых камерах роль пленки исполняет матрица. Её чувствительность можно менять в настройках камеры (менять ISO). Чем больше ISO — тем светлее картинка, но при этом хуже качество снимка. На высоких (больших) ISO появляется специфический “шум” и зернистость. Предел повышения ISO без заметной потери качества у каждой камеры свой. Также он зависит от того, как на фотографию будет смотреть ваш зритель. На маленьком экранчике телефона шумы могут быть незаметны. А на том же кадре, распечатанном в большом размере, зернистость может бросаться в глаза.

Где настраивать ISO. Во многих камерах есть кнопка “ISO”, нажав на которую вы можете отрегулировать ISO вращая одно из колёс управления. В камерах сенсорным дисплеем вы можете просто тапнуть по надписи ISO для настройки этого параметра. Если кнопки ISO нет и дисплей не сенсорный, то вероятнее всего настройка будет доступна в камерах Canon после нажатия кнопки “Q” или кнопки “set”, а в камерах Nikon — после нажатия кнопки “I”. Способ настройки разный не только у разных брендов. У одно производителя он может отличаться в разных моделях камер. Лучше всего прочесть инструкцию. Но если инструкция не все понятно — вы можете заказать у нас онлайн урок по фотографии.

Настройка выдержки

Что такое выдержка. Свет может поступать на матрицу тысячную долю секунды, а может и несколько секунд. Чем дольше поступает свет — тем светлее кадр. Тут можно провести ассоциацию со стаканом воды. Набираем долго воду в стакан, в стакане мокро — много влаги. Долго свет поступает в камеру — фотография светлая, яркая. Про выдержку говорят — длинная или короткая. То есть длинный или короткий временной промежуток в течение которого свет поступает в камеру. Если на длинной выдержке (пока свет поступает на матрицу через объектив), шевельнуть камерой, то снимок получится смазанным. Без штатива абсолютно неподвижно держать камеру не получится. Поэтому во время съемки подбирают такие выдержки, при которых за время экспонирования (за то время пока, свет поступает в камеру) фотограф не успеет шевельнуть камерой, и картинка не выглядит смазанной. Как правило, это сотые или тысячные доли секунды. Но не всегда. Будет ли смазан кадр, зависит от нескольких факторов.

  • От того, насколько крепкие руки у фотографа
  • От фокусного расстояния объектива.*
  • От того, насколько быстро двигается то, что мы снимаем.

*Чем длиннее фокусное расстояние, тем короче нужна выдержка, чтобы кадр выглядел чётким. Как правило если выдержка короче, чем единица деленная на фокусное расстояние, то кадр будет чёткий. Например, если фокусное расстояние 50мм, то для чёткой картинки нужна выдержка 1/50 секунды или короче.

В рамках одной статьи мы дали краткую справку об экспозиции. Мы понимаем, что вы можете не знать, что значит фокусное расстояние. И в целом, если вы с этой темой сталкиваетесь впервые, нужно значительно более обстоятельное объяснение с примерами. Такое у нас есть. Эта тема подробно разбирается на протяжении трёх уроков фотокурса для начинающих.

Основная задача этой статьи — рассказать вам о том, с какого из трёх параметров начинать настройку экспозиции. И почему эти параметры настраиваются именно в такой последовательности.

Где настраивать выдержку. В режиме мануал “М”, а так же в режиме приоритет выдержки “S” или “TV”, выдержка настраивается главным колесом управления. Оно находится в верхней части камеры справа, либо впереди под указательным пальцем правой руки, либо сзади под большим пальцем. Но всегда справа в верхней части камеры.

Настройка диафрагмы

Что такое диафргама. Механизм диафрагмы в объективе регулирует диаметр отверстия, через которое поступает свет на матрицу. Чем больше диаметр трубы через которую льется вода, тем больше влаги наберется в стакан за секунду. Чем больше диаметр дырки в объективе, тем больше света попадет на матрицу и тем ярче будет снимок.

Диафрагма также влияет на размытие заднего плана. Чем больше отверстие (фотографы говорят — чем больше открыта диафрагма), тем больше размыт задний план.

Где настраивать диафрагму. В режиме приоритет диафрагмы “A” или “Av” диафрагма настраивается колесом управления. В режиме мануал “М” диафрагма настраивается либо одним из нескольких колёс управления. Либо колесом управления в сочетании с зажатой кнопкой “+/-“. В фотоаппаратах Fuji и Leica настройка диафрагмы может быть на кольце, расположенном на объективе.

Чтобы подробно рассмотреть камеру именно вашей модели приходите к нам на индивидуальный урок фотографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *