Как заключить договор с ржд на перевозку грузов
Перейти к содержимому

Как заключить договор с ржд на перевозку грузов

  • автор:

Документооборот железнодорожных перевозок

В статье расскажем, какой комплект перевозочных документов необходим для организации перевозок на железнодорожном (Ж/Д) транспорте.

Подключить ЭДО в логистике

Сервис электронного документооборота для железнодорожных перевозок

Подключиться

Документы железнодорожных перевозок

Документооборот в железнодорожных (Ж/Д) перевозках является важным элементом процесса доставки товаров. Он включает в себя оформление накладных, транспортных и других документов, которые обеспечивают правильную и своевременную передачу груза от отправителя к получателю.

В статье расскажем, какой комплект перевозочных документов необходим для организации перевозок на железнодорожном (Ж/Д) транспорте.

Отправляем груз по железной дороге: документация

Чтобы отправить груз по железной дороге, необходимо подготовить железнодорожные перевозочные документы. В первую очередь нужен договор на перевозку груза с транспортной компанией. Он определяет условия перевозки, сроки доставки, стоимость услуг и ответственность сторон. Важно выбрать подходящего перевозчика и составить договор таким образом, чтобы он был максимально выгодным для компании.

Далее оформляются бланки в соответствии с условиями перевозки. Обязательные формы перевозочных документов на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 19 июня 2019 г. N 191.

 Схема документооборота

Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Оформление перевозочных документов для организации перевозок на Ж/Д осуществляется в бумажном или электронном виде.

По правилам все электронные перевозочные документы должны отправляться в ГИС ЭПД. Напрямую осуществлять документооборот с информационной системой не получится, в ней нужно только зарегистрироваться. Для взаимодействия пользователь должен получить квалифицированную электронную подпись и заключить договор с аккредитованным оператором ИС ЭПД. Водителям подойдёт простая электронная подпись или неквалифицированная.

Преимущества электронного документооборота:

  1. Ускоренное оформление груза — сокращается время на заполнение и передачу документов.
  2. Сокращение затрат — значительно уменьшаются расходы на печать, доставку и хранение бумажных документов.
  3. Улучшение качества обслуживания клиентов — заказы на перевозку грузов оформляются быстрее.
  4. Уменьшение ошибок при передаче информации — исключается возможность передачи несоответствующих данных грузе, получателе или отправителе.
  5. Точная обработка данных в режиме реального времени — точный учёт груза и его местонахождение на каждом этапе перевозки.

Рекомендуем использовать онлайн-сервис 1С-ЭПД. Он позволяет взаимодействовать с ИС ЭПД. «Калуга Астрал» — является оператором по обработке перевозочных документов на железнодорожном (Ж/Д) транспорте. Аккредитован не только Минтрансом, но и Минцифры, что позволяет выпускать электронные подписи 1С-ЭТП. В каталоге представлены тарифы для физических лиц. Индивидуальные предприниматели и руководители юрлица могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ.

 Схема оформления

Единые формы перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом

Чтобы отправить груз по железной дороге, нужно представить обязательный пакет документов, которые заполняются по единой форме.

Рассмотрим, какой комплект перевозочных документов необходим для организации перевозок на Ж/Д. По единому формату заполняется транспортная железнодорожная накладная, состоящая из четырёх листов:

  1. Оригинал железнодорожной транспортной накладной на перевозку грузов (ГУ-27у (ГУ-27у ВЦ) Лист 1).
  2. Дорожная ведомость на перевозку грузов (ГУ-27у (ГУ-27у ВЦ) Лист 2).
  3. Корешок дорожной ведомости на перевозку грузов (ГУ-27у (ГУ-27у ВЦ) Лист 3).
  4. Квитанция о приёме груза на перевозку грузов (ГУ-27у (ГУ-27у ВЦ) Лист 4).

Стоит обратить внимание, что существуют и другие формы документов, помимо обязательных. Их оформляют в зависимости от ситуаций. Например, форма ГУ-28 заполняется при смешанной транспортировке, когда груз доставляют и по Ж/Д путям, и с использованием водного сообщения. Для транспортировки пустого вагона оформляется требование по форме ГУ-27тр и пересылочная накладная. Перевозка посредством российско-финляндским прямым железнодорожным сообщением требует заполнения отдельной накладной.

Перемещение груза повагонной, мелкой отправкой, а также транспортировка пустых вагонов, не принадлежащих перевозчику, заполняются отправителем на следующих формах:

  • ГУ-27 лист 1. Листы 2,3,4 ГУ-29у-ВЦ заполняются перевозчиком;
  • ГУ-29-0 листы 1,2,3,4;
  • ГУ-27у-ВЦ лист 1. Листы 2,3,4 передаются перевозчику для дальнейшего оформления.

На что обратить внимание, заключая договор на перевозку с ОАО «РЖД»

Для заключения договора с РЖД необходимо оформить заявку на перевозку грузов по форме ГУ-12. Порядок заполнения документа регулируется Приказом Минтранса России от 27.07.2015 N 228 (ред. от 18.07.2017) .

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ, заявку нужно подать не менее чем за 10 суток до начала перевозки по территории РФ. Для экспортной транспортировки документ нужно отправить не менее чем за 15 суток до начала перевозки груза. В течение двух дней РЖД рассматривает заявку и предоставляет ответ.

В случае положительного ответа на основе заявки составляется Единый договор об оказании транспортных услуг ОАО «РЖД». Он определяет предполагаемый объём перевозки, срок, условие транспортировки, порядок расчёта, ответственность сторон и прочие условия. Помимо базовых услуг, РЖД может оказывать и дополнительные. Компания может отправлять и привозить груз в определённое клиентом время или предоставлять место для стоянки в пути следования. Условия документа зависят от различных нюансов. Например, отсутствия или наличия у отправителя вагонов в собственности.

Отправитель, который владеет вагонами, должен направлять в РЖД заявление о присоединении к Договору на оказание ОАО «РЖД» услуги по предоставлению клиентам крытых вагонов и универсальных платформ или полувагонов. Делается это в случае перегрузки импортного груза на пограничных станциях. Поясним: не во всех странах используется одинаковая ширина колеи. Например, ширина колеи железнодорожных путей в России 1520 мм, а в Китае 1435 мм. Поэтому если груз перевозится международным сообщением или следует транзитом, то на Ж/Д станции Забайкальск его перемещают в вагоны, предназначенные для транспортировки грузов по РФ или наоборот.

На груз, требующий соблюдения санитарных, ветеринарных или особых мер предосторожности, составляется отдельная накладная, даже если поставка общая. Также одну накладную нельзя оформить, если свойства груза не позволяют осуществлять совместную перевозку в одном вагоне. Для скоропортящегося груза в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются для каждого грузового вагона.

Данные правила действуют не только для РЖД, но и для всех транспортных компаний, осуществляющих перевозку грузов по железнодорожным путям.

Договор транспортной экспедиции при Ж/Д перевозке

Если транспортная компания является непосредственным перевозчиком, то транспортная экспедиция занимается организацией доставки груза. Как правило, вторая предоставляет более широкий перечень услуг, таких как: выбор транспорта, логистика, оформление перевозочных документов за клиента, погрузка и разгрузка, аренда складских помещений.

Существуют различные типы договоров экспедирования, среди которых можно выделить:

  • Договор поручения — экспедитор действует на основании доверенности от заказчика, при этом последний остаётся ответственным за услугу. Заказчик компенсирует все расходы, возникшие при оказании услуги, и выплачивает соответствующее вознаграждение экспедитору.
  • Договор комиссии — компания-экспедитор действует от своего имени, однако все счета предъявляются заказчику. Также заказчик выплачивает вознаграждение за выполненные работы. Учитывая персональную ответственность, доверенности обычно не выдаются.
  • Агентский договор — экспедитор действует самостоятельно или от имени заказчика по доверенности. Возможна и гибридная схема, когда часть услуг оказывается от имени экспедитора, а часть — от лица заказчика.

В каждом из этих вариантов, перечень оказываемых услуг и ответственность сторон варьируются. При составлении договора обращайте внимание на условия предоставления услуг и выполнения работ. Они должны быть выгодными для вашей компании. Например, возникшие непредвиденные финансовые расходы, которые, прописаны в договоре не были, должны оплачиваться исполнителем. Если транспортировка будет осуществлена недолжным образом: порча груза или опоздание, то клиент направляет претензию только экспедитору. И тот уже решает вопрос со своими партнёрами о взыскании средств или компенсации причинённого ущерба.

Как заключить договор с ржд на перевозку грузов

Статья 11. Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее — заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:

введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ)

в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, операторами морских терминалов, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок по мере предъявления таких грузов для перевозок.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.

О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.

По просьбам грузоотправителей или осуществляющих перевалку грузов организаций в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок.

За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, в том числе перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации, если иное не установлено соглашением сторон, сбор в размере:

0,03 базового размера исчисления сборов и штрафов с каждой тонны грузов — для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 378-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

0,1 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 0,3 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн — для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 378-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные изменения должны быть согласованы перевозчиком с владельцем инфраструктуры.

В целях организации своевременного выполнения принятых заявок, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.

Форма заявки, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ведения учетной карточки и ее оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

(часть двадцатая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ)

Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не представляются.

(часть двадцать первая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ)

Порядок заключения договора

Заключение договора перевозки грузов предусматривает следующие процедуры:

  • 1) составляется и утверждается заявка;
  • 2) грузоотправитель предоставляет на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную;
  • 3) заполненная накладная до ввоза груза на станцию или до погрузки на железнодорожных путях необщего пользования передается в товарную контору для проверки правильности ее заполнения;
  • 4) после этого станция разрешает ввоз груза или его погрузку;
  • 5) в подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в накладной календарный штемпель;
  • 6) квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в корешке дорожной ведомости.

Исполнение договора перевозки груза

Перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов/контейнеров под погрузку [5, ст. 20].

Погрузка, а также выгрузка в местах общего пользования и местах необщего пользования обеспечиваются грузоотправителем, грузополучателем. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего пользования обеспечиваются перевозчиком за счет грузополучателя с ее оплатой по соглашению сторон.

Перевозчики, владельцы инфраструктур при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителем, грузополучателем выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка в местах общего пользования и местах необщего пользования обеспечиваются грузоотправителем, грузополучателем.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон [5, ст. 34].

Перевозчик уведомляет грузополучателя о времени подачи ваго- нов/контейнеров к месту их выгрузки не позднее чем за 2 часа до объявленной подачи вагонов.

Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем.

Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Как заключить договор с ржд на перевозку грузов

от 4 августа 2016 года N 12987/ЦФТО

Сообщаются порядок приема вагона в пользование по договору пользования вагонами и порядок оказания экспедиционных услуг по организации железнодорожных перевозок грузов структурных подразделений ОАО «РЖД», перевозимых в вагонах АО «ФГК», а также возврата вагонов АО «ФГК» по договору об оказании экспедиционных услуг

В связи с заключением с АО «ФГК» договора пользования вагонами для осуществления перевозки грузов между структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также договора об оказании экспедиционных услуг, действующих до 31.12.2016, ЦФТО сообщает:

1. Порядок приема вагона в пользование (возврата вагона из пользования) по договору пользования вагонами от 29.07.2016 N ФГК-442-12.1/СТР-2029056.

Датой начала пользования вагоном является дата прибытия порожнего вагона на согласованную железнодорожную станцию погрузки груза, указанная в графе «Прибытие на станцию назначения» железнодорожной транспортной накладной (далее — накладная), а при переадресовке перевозки груженым рейсом по новым перевозочным документам — дата, указанная в графе «Оформление приема груза к транспортировке» требования-накладной на транспортировку грузов между структурными подразделениями РЖД формы ГУ-32/ГУ-27у-ВЦ (учет по ГУ-32) (далее — требования).

Оформление накладной на перевозку предоставляемого АО «ФГК» порожнего вагона осуществляется уполномоченным представителем АО «ФГК» в адрес грузополучателя — РЖД. В графе «Наименование груза» накладной АО «ФГК» указывает: «Подсыл вагона по договору N (указывается «СТР» или «СТР-2029056»).

Датой окончания пользования вагоном является дата прибытия порожнего вагона на согласованную железнодорожную станцию, указанная в графе «Прибытие на станцию назначения» требования или в графе 27 «Дата прибытия» накладной СМГС (при возврате вагонов с железнодорожных станций Калининградской ж.д.).

Перечень согласованных железнодорожных станций для возврата полувагонов, крытых вагонов и универсальных платформ (далее — Перечень) указан в приложении N 1 к настоящему письму.

Датой окончания пользования вагоном-цистерной является дата, указанная в графе «Прибытие на станцию назначения» требования, оформленного на внутристанционную перевозку на железнодорожной станции после окончательной выгрузки (слива) груза.

В целях исполнения очередного заказа по письменному согласованию ОАО «РЖД» и АО «ФГК» допускается дальнейшее пользование вагонами (за исключением вагона-цистерны) без возврата вагонов на железнодорожную станцию из Перечня.

По письменной просьбе АО «ФГК» возврат вагонов может осуществляться на другие железнодорожные станции, не указанные в Перечне, расстояние до которых не превышает расстояние до станций из Перечня.

В таких случаях датой окончания пользования вагонами будет являться дата прибытия вагонов на иную письменно согласованную станцию, указанная в графе «Прибытие на станцию назначения» требования.

Оформление требования на отправку порожнего вагона с железнодорожной станции выгрузки груза на железнодорожную станцию, указанную в Перечне, или иную согласованную железнодорожную станцию осуществляет ТЦФТО в адрес грузополучателя — РЖД. В графе «Наименование груза» требования ТЦФТО проставляет отметку: «Возврат вагона по договору N (указывается «СТР» или «СТР-2029056»).

При оформлении накладной СМГС на отправку порожнего вагона с железнодорожной станции выгрузки груза, расположенной на Калининградской ж.д., на железнодорожную станцию, указанную в Перечне, отметка: «Возврат вагона по договору N (указывается «СТР» или «СТР-2029056») вносится только в АС ЭТРАН.

ОАО «РЖД» в срок не более 2 (двух) часов с момента оформления требования или накладной СМГС направляет АО «ФГК» уведомление о направлении вагонов на железнодорожную станцию из Перечня. Уведомления автоматически формируются АС ЭТРАН и направляются в АО «ФГК» по электронной почте info@railfgk.ru.

Железнодорожные станции, указанные в Перечне, а также иные согласованные станции одновременно являются станциями согласованного нахождения порожних вагонов АО «ФГК» на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», не связанного с перевозочным процессом.

Моментом начала согласованного нахождения порожних вагонов АО «ФГК» (пользования АО «ФГК» инфраструктурой ОАО «РЖД») в таких случаях являются дата и время, указанные в графе «Прибытие на станцию назначения» требования, или дата, указанная в графе 27 «Дата прибытия» накладной СМГС, прибытия вагонов на согласованные железнодорожные станции в порядке, предусмотренном договором.

Моментом окончания согласованного нахождения порожних вагонов АО «ФГК» (пользования АО «ФГК» инфраструктурой ОАО «РЖД») являются дата и время предъявления АО «ФГК» порожнего вагона к перевозке.

За нахождение порожних вагонов в этих случаях на станциях, указанных в Перечне, или иных согласованных станциях АО «ФГК» уплачивает плату по ставкам таблицы N 4 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.

Время пользования вагонами АО «ФГК» или иных собственников вагонов, привлеченных АО «ФГК» по заключенным договорам, подлежит оплате ОАО «РЖД» по следующим ставкам:

— для полувагонов — 850 (восемьсот пятьдесят) рублей за вагон в сутки, кроме того, НДС (18%) — 153 (сто пятьдесят три) рубля за вагон в сутки, общий размер платы за полувагон в сутки с учетом НДС (18%) составляет 1003 (одна тысяча три рубля) рубля;

— для крытых вагонов, универсальных платформ — 750 (семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек за вагон в сутки, кроме того, сумма НДС (18%) в размере 135 (сто тридцать пять) рублей 00 копеек за вагон в сутки, общий размер платы с НДС за вагон в сутки составляет 885 (восемьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек;

— для цистерн — 900 (девятьсот) рублей за вагон в сутки, кроме того, НДС (18%) — 162 (сто шестьдесят два) рубля за вагон в сутки. Итого общий размер платы за цистерну в сутки с учетом НДС (18%) составляет 1062 (одна тысяча шестьдесят два) рубля.

2. Порядок оказания экспедиционных услуг по организации железнодорожных перевозок грузов структурных подразделений ОАО «РЖД» с железнодорожных станций отправления, расположенных на территории Российской Федерации, назначением на Калининградскую ж.д. и в обратном направлении, перевозимых в вагонах АО «ФГК» транзитом по территории Республики Беларусь и Литовской Республики в адреса структурных подразделений ОАО «РЖД», а также возврата вагонов АО «ФГК» порожним рейсом из-под выгрузки грузов структурных подразделений ОАО «РЖД» на согласованную железнодорожную станцию по договору об оказании экспедиционных услуг от 29.07.2016 N ФГК-443-16/2029368.

При необходимости перевозок грузов в указанных направлениях АО «ФГК» выдает ЦФТО инструкции по заполнению перевозочных документов в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения АО «ФГК» формы ГУ-13 «Распоряжение о транспортировке грузов между структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Полученную от АО «ФГК» информацию ЦФТО направляет в филиал ОАО «РЖД» (грузоотправителю по перевозке) по электронной почте.

Инструкции по заполнению перевозочных документов на возврат порожних вагонов со станций Калининградской ж.д. ЦФТО направляет Калининградскому ТЦФТО.

Вся переписка по оперативным вопросам осуществляется посредством электронной связи:

от ОАО «РЖД» (ЦФТО) — от отдела реализации дополнительных услуг оперативного управления ЦФТО;

от АО «ФГК» — от отдела экспедирования Московского представительства АО «ФГК».

В рамках данного договора ОАО «РЖД» оплачивает АО «ФГК» вознаграждение в размере 1% от стоимости провозных платежей за перевозку по территории Республики Беларусь и Литовской Республики.

3. Для учета затрат ОАО «РЖД» и корректного оформления документов при перевозках грузов между структурными подразделениями ОАО «РЖД» используются единые лицевые счета (ЕЛС) филиалов ОАО «РЖД»:

Первый заместитель
генерального директора
ЦФТО ОАО «РЖД»
С.Колесников

Приложение N 1
к письму ОАО «РЖД»
от 4 августа 2016 года N 12987/ЦФТО

Сокращение списка документов для заключения договора с ОАО «РЖД»

Тем самым ОАО «РЖД» значительно упростило договорную работу с контрагентами, связанную с грузоперевозками: из списка документов, которые необходимо предоставить для заключения контракта, вычеркнули более десяти позиций.

Как сообщил первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Колесников, до недавнего времени в соответствии с нормативными документами компании для заключения договоров на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов по железной дороге, требовалось предоставить более 14 документов, подтверждающих правоспособность контрагентов.

«На сегодня Гражданский кодекс РФ позволяет установить добросовестность сторон при заключении договора, если данные о контрагенте получены из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), если не требуется предоставления лицензий или иных сведений, предусмотренных действующим законодательством. Для развития клиентоориентированности с подписанием распоряжения № 287р «Об оптимизации договорной работы в ОАО «РЖД» сокращён список необходимых документов для заключения договоров, относящихся к компетенции ЦФТО, до четырех позиций. Теперь требуются только устав, выписка из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие полномочия на подписание соглашения, и сведения о бенефициарах», – сообщил Сергей Колесников.

Аналогичные изменения внесены в отношении перечня документов, предоставляемых клиентами при заключении соглашения об организации расчётов.

«Кроме того, в целях совершенствования процедуры заключения договоров на перевозки грузов ЦФТО вводит условия транспортного обслуживания РЖД, предусматривающие единый подход к взаимодействию с пользователями услуг железнодорожного транспорта при оказании услуг. Перечень условий размещен на официальном сайте компании, где клиент сможет с ними ознакомиться и в случае согласия заключить Договор присоединения, оставив заявление на оказание услуг по установленной форме», – резюмировал Сергей Колесников.

Эти предложения, по его словам, позволят сократить срок оформления и получения необходимых услуг, повысить доступность информации об оказываемых услугах и их стоимости, а также использовать единые для всех клиентов условия транспортного обслуживания.

Похожие публикации:

  1. Сколько сотрудников в ржд 2022 году
  2. Специальное управление оао ржд чем занимается
  3. Центральный транспортный узел ржд что входит
  4. Что значит оплатить постельное белье ржд

Содержание договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом – важный договор среди существующих, которые связаны с перевозкой железнодорожным (ЖД) транспортом. Документ такого типа обязывает перевозчика доставить доверенный ему груз в назначенный пункт грузополучателю с учетом всех выполненных условий, а в свою очередь грузоотправитель обязан покрыть все расходы финансового характера, связанные с перевозкой груза, что указано в ст. 25 УЖТ.

Ясно виден факт использования в определении фразы, акцентирующая внимание на соблюдение условий перевозки (одна из основных обязанностей, которую должен выполнять перевозчик). Хотя этого было делать не обязательно и в положениях ст. 309 ГК описано то, что качественное исполнение обязательств должен являться основным принципом права.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом всегда публичный, что нельзя сказать о подобных соглашениях, связанных с перевозкой грузов какими-либо другими видами транспорта. Именно по этому договор заключаемый между любым заказчиком и перевозчиком во всех случаях должен быть составлен на одних и тех же условиях, а не по усмотрению перевозчика.

Стороны договора о транспортировки груза ЖД транспортом

Из всего множества транспортных уставов и кодексов лишь УЖТ и КВВТ имеют в своем содержании такое понятие, как «перевозчик», а УЖТ еще содержит понятие «грузоотправитель». В ст. 2 УЖТ дается определение понятию «перевозчик». Перевозчик – это юридическое лицо либо ИП, которые приняли на себя ответственность по договору перевезти доверенный им груз в назначенное место с помощью ЖД транспорта, предназначенного для общего пользования, а также передать этот груз получателю.

Следовательно, перевозка перевозчиком по договору перевозки железнодорожным транспортом, в отличие от других видов договоров, всегда реализуется при помощи транспорта общего пользования, т. е. ЖД транспорта.

Требования к перевозчику

Главные требования, которые предъявляются к перевозчику, закреплены законом о ЖД транспорте РФ и заключаются в следующем:

  • должна иметься лицензия на осуществление всех видов перевозок, подлежащих лицензированию в соответствии с ФЗ РФ (перевозке пассажиров, грузов, багажей, грузобагажей);
  • у лица, осуществляющего перевозку груза с помощью ЖД подвижного транспорта, этот транспорт находится в собственности либо он им владеет за счет иного права;
  • при принятии людей в свой подряд обращать внимание на наличие у каждого из них квалификации;
  • перевозчик обязан, в случаях отсутствия у него локомотива, составить договор об оказании услуг локомотивной тяги;
  • для использования инфраструктуры перевозчик обязан заключить соответствующий договор.

Помимо перечисленного, в тех случаях, когда при перевозке присутствует несколько владельцев инфраструктур, перевозчиком должен быть заключен договор об оказании услуг с каждым владельцем прежде чем будет составлен договор о перевозке. Плюс к этому если отсутствуют собственные локомотивы, то должен быть еще один дополнительный договор об оказании услуг локомотивной тяги на весь промежуток пути транспортировки груза.

Грузоотправитель

Исходя из договора о перевозке груза ЖД транспортом и юридическое лицо, и ИП, и Физическое лицо имеют право быть грузоотправителем. В ст. 2 УЖТ рассмотрено понятие «грузоотправитель».

Грузоотправитель – это лицо (либо физическое, либо юридическое), выступающее по договору, как от собственного имени, так и от имени того, кто владеет грузом, багажом, грузобагажом.

К сожалению, это определение имеет 2 значительных минуса:

  • им не предусмотрена договоренность об условии участия в ходе транспортировки груза принадлежащего отправителю (физическому лицу). Перевозка – предпринимательская деятельность, поэтому существует возможность возникновения в качестве стороны перевозки груза в редких случаях, не имеющих отношение к предпринимательству. Что старательно систематизируется КВВТ. Этим кодексом связано участие грузоотправителя в договоре с перевозкой груза для бытовых нужд, чему есть подтверждение в п. 1 ст. 66.

В иных источниках с нормативным содержанием регулируются перевозки грузов ЖД транспортом. Указание на участие в договорных отношениях грузоотправителя содержится лишь в правилах оказания услуг по перевозкам ЖД транспортом пассажиров, грузов, багажей для личных семейных и т. д., однако они не должны быть связаны с реализацией деятельности ИП (постановление правительств РФ от 02.03.2005 №111 с учетом ред. от 14.05.2013 №411). В п. 1 рассматривается утверждение о том, что правила оказания услуг по перевозкам применительны для перевозки грузов не сопряженных с реализацией предпринимательской деятельности, а предназначены только лишь для личных, семейных и других подобных нужд;

  • лица, выступающие от своего имени или от имени владельца багажа, по договору ошибочно приравникаются к грузоотправителям. В п. 41 Правил оказания услуг по перевозке и в ст. 82 УЖТ утверждается, что пассажир при перевозке багажа является стороной договора. В дополнение к этому отмечается то, что во время того как осуществляется транспортировка грузобагажа стороной соглашения служит отправитель грузобагажа, но ни в коем случае не грузоотправитель.

Грузополучатель

В договоре железнодорожной перевозки грузов имеется место для участия в нем грузополучателя. В ст. 2 УЖТ определено понятие «грузополучатель», а также участие его в процессе транспортировки. Грузополучатель – это физическое либо юридическое лицо, предназначенностью которого является получение груза, багажа, грузобагажа. Но к сожалению данное определение имеет те же недочеты, что и определение «грузоотправитель».

Статье 82 УЖТ предусмотрено содержание положения, в соответствии с которым багаж может быть выдан только управополномоченному лицу. В случаях перевозки пассажиров таким лицом будет выступать уполномоченное пассажиром лицо.

Предмет договора, виды транспортного сообщения

Предмет соглашения включат прежде всего транспортировку груза и таковым является услуга по доставке вверенного груза перевозчику в пункт назначения. В ст. 2 УЖТ описывается существование нескольких видов транспортировки груза:

  • прямое;
  • прямое смешанное;
  • непрямое смешанное;
  • международное сообщение.

Перевозкой груза в прямом сообщении является перевозка между железнодорожными станциями в РФ при условии того, что учтено взаимодействие с одной либо несколькими инфраструктурами по единому перевозочному документу, который оформляется на весь маршрут.

Перевозить грузы в прямом смешанном сообщении может не только железнодорожный транспорт, но и иной вид транспорта также по общему транспортному листу. Непрямое смешанное сообщение отличается от предыдущего вида тем, что осуществляется при помощи отдельных документов перевозки на каждый транспорт участвующий в перевозке груза.

В ст. 2 УЖТ для международного сообщения перевозки груза, которое может осуществляться с участием ЖД транспорта, предусмотрена транспортировка в прямом и непрямом международном сообщении между РФ и иностранными государствами, а также осуществление транзита по территории России, в тех случаях когда не предусмотрено чего-то другого международными соглашениями.

Скорость осуществления транспортировки

Доставка груза может осуществляться как при помощи грузовой скорости, так и при помощи большой скорости. Влияние такого деления отражается на время перевозки и размер оплаты услуги. Соответственно, дороже, но быстрее по времени окажется доставка большой скоростью. Должен учитываться тот факт, что в некоторых случаях перевозка может осуществляться только при помощи большой скорости. Это обязательно должна отражать транспортная железнодорожная накладная, составленная при участии грузоотправителя.

Перевозка груза обязана быть осуществлена по кратчайшему пути следования. Ведь в ст. 15 УЖТ утверждается, что плата за перевозку взимается за самое кратчайшее расстояние, на протяжении которого осуществляется перевозка груза, несмотря на то что расстояние может быть увеличено по вине владельца инфраструктуры и перевозчика. Услуги по хранения, состоящие в предмете соглашения, не имеют каких-то особенностей, исключением такового является размер платы при условии платного хранения.

Перевозчик имеет свои определенные обязанности которые состоят в следующем:

  • в обязанности перевозчика должно быть включено соблюдение правил, устанавливаемых для оптимального осуществления перевозки грузов, при помощи определенного способа либо определенных видов грузов. Ими могут являться правила перевозки грузов в универсальных контейнерах, транспортных пакетах, в открытом подвижном состоянии, грузовом навале, насыпи, наливе, опасных грузов и т. д. При каждом из этих вариантов требуется обеспечение защиты груза от влияния окружающей среды;
  • перевозчик обязан выполнять условия связанные с расстоянием маршрута, т. к. предмет договора состоит из услуг, затрагивающих перевозку груза кратчайшим путем. Но это не должно быть причиной нарушения скоростного режима. Выполнение этих условий является гарантией доставки груза в установленный срок.

Период доставки груза

Срок, рассчитываемый при перевозке груза, начинает учитываться с момента приема груза. Дата принятия груза для перевозки, кроме того дата завершения срока доставки определяется с учетом нормативов, соглашения сторон (указанных в транспортной ЖД накладной и квитанции о приеме груза, которая выдана отправителю).

Груз может считается доставленным в срок при соблюдении условий, которые предусмотрены УЖТ:

  • если перевозчиком обеспечена разгрузка на ЖД станцию места прибытия либо вагоны и контейнеры переданы получателю либо владельцу ЖД линии не общего использования (исполняющего обязательства по осуществлению разгрузочных работ для грузополучателя) с целью выгрузки до момента окончания срока доставки, указанного в ЖД транспортной накладной и квитанции о приеме груза;
  • если прибытие на станцию назначения осуществлено до истечения допустимого срока и последующая задержка выгрузки произошла из-за того, что-либо место выгрузки занято по причинам зависящим от грузополучателя, либо не оплачена перевозка груза, а также другие платежи связанные с перевозкой, либо каких-либо других причин зависящих от грузополучателя. Но это возможно если составлен соответствующий документ – акт общей формы, что указано в ст. 33 УЖТ.

Опломбирование вагонов

Обязанностью перевозчика является передача груза в пункт назначения в сохранной форме и она относится к числу, служащих непосредственно ради достижения единой цели перевозки. Опломбировка перевозчиком вагонов и контейнеров ЗПУ – это одна из мер по выполнению данной обязанности. Данная обязанность может возлагается на перевозчика если он осуществлял погрузочные работы.

Требования к ЗПУ

В момент опломбирования вагонов и контейнеров перевозчиком должны быть соблюдены некие правила (требования). Эти требования, а кроме того еще и список грузов, транспортировка которых разрешена в вагонах, контейнерах без ЗПУ, федеральным органом исполнительной власти определены в области ЖД транспорта. Со своей стороны, перевозчик определяет вид используемых при опломбировании ЗПУ, кроме того порядок процедуры их учета, хранения и утилизации.

В случаях вскрытия вагонов и контейнеров исключительно для досмотра таможенными органами либо иными органами, осуществляющими государственный контроль, то опломбирование происходит заново новыми ЗПУ, об это в обязательном порядке в ЖД транспортной накладной делается отметка, отражающая наличие такой процедуры.

Выдача груза

Особенность обязанности выдачи груза состоит в следующем. В соответствии с УЖТ, перевозчик должен известить грузополучателя о прибывшем в назначенный адрес груза не позднее полудня, следующего дня его доставки в пункт назначения. Это совершается перевозчиком письменно либо устно при помощи телефона. Момент передачи такого рода сообщения фиксирует уполномоченный представитель перевозчика в журнале уведомлений о прибытии грузов согласно определенной перевозчиком форме, а еще к тому же осуществляется фиксирование в оригинале ЖД транспортной накладной и дорожной ведомости в системе, определенной Правилами заполнения документов на перевозку грузов ЖД транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (в ред. приказа Минтранса России от 03.10.2011 № 258).

Правовые результаты некачественного выполнения своих обязанностей перевозчиком заключаются в том, что грузополучатель может не платить за пользование вагонами, контейнерами и за хранение груза до момента получения уведомления о его прибытии.

Обязательство оповещения получателя груза о том когда будут поданы вагоны, контейнеры с грузами к месту их выгрузки возлагается на перевозчика либо владельца ЖД линии необщего пользования, не меньше чем за два часа до начала выгрузки, но только лишь если иного не предусмотрено соглашением сторон. При перевозке грузов ЖД транспортом достаточно распространено заключение договоров о заблаговременном информировании грузополучателя о прибытии груза в назначенное место и перевозчик обязан донести такую информацию в оговоренные сроки.

Последующие действия перевозчика заключаются в обеспечении выгрузки контейнеров из вагонов и передачей груза грузополучателю. Ст. 21 УЖТ утверждает что такая процедура осуществляется при полной финансовой нагрузки грузополучателя. На ЖД станции перевозчик должен вручить грузополучателю груз и ЖД транспортную накладную. В соответствии со ст. 41 УЖТ перевозчик обязан убедиться в неизменности состояния, массы и количестве мест груза в следующих случаях:

  • если прибывший в вагоне либо контейнере груз имеющем неисправность, либо они имеют недостатки в запорно-пломбировочных устройствах, либо с неисправностью ЗПУ на попутных железнодорожных станций;
  • если прибывший груз прибыл с коммерческим актом и был составлен на одной из попутных ЖД станций;
  • если прибыл груз с недостачей либо повреждениями, либо порчей во время перевозки в открытом ЖД подвижном составе;
  • если нарушены сроки прибытия скоропортящегося груза либо может иметься место нарушение температурного режима в рефрижераторном вагоне;
  • если прибыл груз, загрузку которого осуществлялась перевозчиком;
  • если выдача груза выполняется перевозчиком в местах предназначенных для общего пользования.

В Правилах выдачи грузов на ЖД транспорте представлены обстоятельства при которых необходимо участие перевозчика в выдаче груза с проверкой, предусмотренной ст. 41 УЖТ, такие грузы выдаются без проверки.

Документационное подтверждение выдачи груза с проверкой, осуществляемой перевозчиком, заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

Права перевозчика

  • Право проверки сведений и данных о грузе (масса груза, свойства, а также другие данные), указанных грузоотправителем в ЖД транспортной накладной во время передачи груза на стадию перевозки. В ст. 27 УЖТ говорится о том, что если находятся искажения в сведениях, то должен решаться вопрос ответственности грузоотправителя.
  • Право принятия решения изменения порядка оплаты, с помощью документального согласия отправителя на железнодорожной станции назначения.
  • Право требования процентов зависящих от суммы просроченного платежа в размере и порядке, которые установлены гражданским законодательством, в тех случаях когда по вине грузоотправителя или грузополучателя произошла несвоевременная оплата расчета за перевозку.

Переадресация груза

В ст. 31 УЖТ сказано, что перевозчик способен поменять место назначения груза, в том случае если им будет получено письменный запрос грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке. Решение перевозчика об изменении адреса прибытия груза, а также с изменением грузополучателя и железнодорожной станции назначения может быть принята после согласования заявления с владельцем инфраструктуры в течение двух суток, но не более этого срока. Изменение адреса назначения груза может производиться:

  • во время пути следования;
  • после прибытия на станцию назначения.

Во время пути переадресация способна существовать при помощи первоначальных документов перевозки, а уже на станции прибытия при помощи новых перевозочных документов. Перенаправление груза имеющего признаки порчи, исходя из Правил переадресовки грузов на ЖД транспорте (МПС РФ от 18.06.2003 № 44 (в ред. указа Минтранса России от 03.10.2011 № 258), никак не может быть способен осуществлен перевозчиком, кроме того это распространяется на недостачу с неисправными ЗПУ, нарушенный температурный режим, а также при наличии актов, составленных в пути следования (п. 16).

Законом установлены случаи при которых перевозчик может перенаправить груза без согласия сторон в случаях, когда перевозка угрожает здоровью и жизни людей, безопасного эксплуатирования ЖД транспорта и безопасности экологического характера. После принятия такого рода самостоятельного решения перевозчик обязан в срочном порядке сообщить об этом как грузоотправителю, так и грузополучателя (ч. 2 ст. 31 УЖТ).

Заключительный период перевозочного процесса

Во время следования перевозчик способен на договорной основе сообщать грузополучателю заблаговременно информацию связанную с местоположением груза.

Завершающий этап процесса транспортировки перевозчик принимает меры УЖТ в момент невозможности выдачи груза получателю. К этому случаю также может быть отнесено отсутствие получателя на протяжении 10 суток, а если груз скоропортящийся, то этот срок сокращается до четырех суток. Такой груз может быть возвращен отправителю за его счет. Если возврат груза невозможен, то он может быть реализован перевозчиком в порядке, предусмотренном в ч. 6 ст. 34 УЖТ.

Если грузополучатель уклоняется от оплаты перевозки, то перевозчик может применить эти же действия (если по договору получатель должен осуществлять оплату). Перевозчик способен принять участие в проверке состояния груза в случае своевременной доставки груза без признаков недостачи и повреждения при передаче груза грузополучателю на основании отдельного договора.

Перевозчик имеет право повысить размер взимаемых платежей с получателя из-за того, что тот не вовремя выгрузил товар на ЖД станциях, ЖД путь необщего пользования, несвоевременного вывоза грузов с ЖД станций, в частности:

  • сбор назначенный за хранение грузов, контейнеров максимум которого может достигнуть пятикратного размера этого сбора;
  • сбор за пользование вагонами, контейнерами в случаях если они задерживаются на ЖД линии необщего пользования более чем на сутки после того как технологическое время закончилось, может достигнуть двойного размера выплаты.

Перевозчик обязан уведомить получателя и отправителя о любом принятом решении в письменной форме.

Если грузополучатель оказался недобросовестным и не выполнил соответствующую обработку вагонов после выгрузки либо по его вине пострадало техническое состояние, то перевозчик имеет право не принять вагоны ду момента устранения всех недочетов, плюс ко всему получатель обязан будет платить за каждый день простоя вагона полную сумму пользования вагоном.

Обязанности и права грузоотправителя и грузополучателя

Обязанность грузоотправителя состоит в оплате перевозки груза и к тому же она является основной его обязанностью. Оплатить расходы он обязан до принятия груза на перевозку. В некоторых случаях эту плату может компенсировать получатель. При наличии от отправителя письменного предложения для оплаты получателем этих услуг в момент прибытия груза на конечную станцию. Окончательный расчет за перевозку груза осуществляется грузополучателем.

Если обнаружены обстоятельства, влекущие необходимость перерасчета стоимости перевозки и иных платежей и штрафов, он может производиться как до, так и после выдачи груза.

Между грузоотправителем и грузополучателем может иногда возникать спор о возврате суммы, перечисленной перевозчику, но к счастью на этот случай в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается то, что при решении споров, которые связаны с перерасчетом платы за перевозку либо платежей какого-либо иного рода, оплаченных грузоотправителем. Ко всему прочему следует отметить тот факт, что если получатель обнаружил переплату, то он не имеет права требовать возврата суммы перевозчиком, такого рода требование может быть предъявлено только отправителем (п. 19 УЖТ).

Законодательством установлен целый ряд правовых мер за несвоевременную оплату грузоотправителем перевозки, вплоть до присвоения уплаты процентов от основной суммы оплаты.

На ЖД транспорте может быть осуществлена оплата перевозок грузов с использованием Технологического центра по обработке перевозочных документов (сокращено ТехПД), но только если стороны заключили договор о производстве расчетов через этот Центр.

В связи с этим осуществлением при помощи ТехПД расчетов по ЖД грузовым перевозкам ВАС РФ определила порядок использования перечисленных грузоотправителем сумм перевозчику в качестве платы за оказание обслуживания. В соответствии с отмеченными разъяснениями, если отправитель (получатель) либо иное лицо предполагает, что транспортировщик нецелесообразно использует предварительную плату на нужду не предусмотренные соглашением, то он вправе заявить об этом и взыскать надлежащую сумму безосновательно им удержанную, либо внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД, что прописано в п. 21 УЖТ.

Грузоотправитель имеет право потребовать компенсации за использование чужих денежных средств в соответствии со ст. 395 ГК и не имеет значение тот факт, что иск был предъявлен о взыскании соответствующей суммы, о внесении изменений на лицевой счет.

ЖД транспортная накладная составляется во время заключения договора перевозки груза ЖД транспортом. Грузоотправитель является ответственным за оформление этого документа. В его обязанность входит представление ЖД транспортной накладной на каждую отправку груза и его составление должно осуществляться при помощи правил перевозки грузов ЖД транспорта.

Правила заполнения документов предназначенных для перевозки грузов ЖД транспортом, утвержденные приказом МПС РФ, регулируют порядок заполнения ЖД транспортных документов отправителем.

Грузоотправитель обязан обеспечить сохранение груза во время всего пути к этому относится обеспечение достойной организации сто сопровождения и сопровождение груза на протяжении всего пути. Перечень охраны должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере ЖД транспорта в соответствии с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и такую охрану должен обеспечить отправитель либо получатель. Такая перевозка должна соответствовать Правилам перевозки ЖД транспортом грузов с взаимодействием сопровождения и охраны грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (в ред. приказа Минтранса РФ от 22.12.2008 №216).

Условия, при которых отправителю необходимо изменение условий договора (в том числе и требований к доставке), могут возникнуть в процессе доставки груза. К таким изменяемым условиям можно отнести тесто доставки либо адрес грузополучателя. Для грузоотправителя законодательство предусмотрело такое право в том случае, если груз не вручен получателю и такая процедура строго ограничена определенными рамками. Для того, чтобы изменить место назначения, следует начать с подачи отправителем перевозчику заявления в письменном виде, в свою очередь перевозчик решает вопрос о таких изменениях с владельцем инфраструктур. В случаях нахождения груза под контролем таможни, в первую очередь следует оповестить и получить согласие от таможенного органа. Параллельно с этим определяется наличие согласия на прием груза от предполагаемого грузополучателя. Итог всех принятых решений обязательно фиксируются в актах ЖД транспортных перевозок. На первый взгляд такая процедура может показаться чересчур сложной, но зато это гарантия соблюдения прав участников процесса переадресации.

Именно поэтому в Правилах переадресовки грузов на ЖД транспорте регламентируется содержание заявления отправителя, порядок оформления документации, осуществление расчетов во время процесса переадресации. Если есть договоренность между сторонами об обмене документов в электронном виде, то заявление о переадресации может быть передано в электронном виде и также к нему должно прилагаться согласие на прием груза от нового получателя.

Дополнительные расходы связанные с переадресацией полностью возмещаются отправителем либо получателем, по инициативе которых в соответствии с договором и осуществляется изменение адреса получателя.

Учитывая содержание ч. 1,3 ст. 39 УЖТ помимо уже рассмотренных обязанностей грузополучателя и стандартных его обязанностей, связанных с приемом и выгрузкой, окончательным расчетом за перевозку, очисткой вагонов, контейнеров, можно отнести еще и внесение оплаты за использование им вагонов, контейнеров. Такая обязанность может быть выполнена в двух случаях:

  • по причине долгого нахождения их у получателя либо за время ожидания их подачи из-за сложившихся условий зависящих от грузополучателя;
  • по причине задержки вагонов, контейнеров в пути из-за не приема их ЖД станцией назначения также в связи с условиями возникшими по вине грузополучателя, в тех случаях когда задержка привела к нарушению срока доставки груза.

Форма договора

При помощи ЖД транспортной накладной оформляется соглашение о перевозке груза ЖД транспортом. Судя по содержанию п. 1.3 Правил заполнения перевозочных документов ЖД транспортная накладная имеет в своем содержании четыре листа:

  • лист 1 – оригинал накладной;
  • лист 2 – дорожная ведомость;
  • лист 3 – корешок дорожной ведомости;
  • лист 4 – квитанция о приеме груза.

Лист 1 – это оригинал накладной части которой, относятся к грузу, заполняется она грузоотправителем, после передается для заполнения перевозчику.

В специальном раздела Правил заполнения перевозочных документов «Заполнение накладной грузоотправителем» описаны требования к оформлению накладной грузоотправителем. Все данные, которые грузоотправитель вносит в соответствующие графы, должны иметь полную и точную информацию (Исключая наименования груза, особых отметок, сведений о грузе, его свойствах), т. к. в результате этого может быть снижена стоимость перевозки либо могут возникнуть условия, влияющие на безопасность движения и эксплуатации ЖД транспорта. УЖТ предусмотрена ответственность для грузоотправителя за отправление им запрещенных для перевозок ЖД транспортом грузов грузоотправитель.

В п. 1.11 Правил заполнения перевозочных документов имеется запрет на любого рода исправления и помарки. При возникновении необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем, должен быть заполнен новый бланк документа.

При публичном характере договора перевозка груза ЖД транспортом и цена перевозки принимается в соответствии с тарифами уставного порядка. Во время перевозки сбор за дополнительные услуги либо работы не включаются в тариф. Утвержденные за оказанные услуги и осуществленные работы тарифы, ставки и сборы публикуются в тарифных руководствах.

От даты приема груза до расчетной даты завершения срока доставки отсчитывается срок договора для перевозки груза. Федеральным органом исполнительной власти сферы ЖД транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере экономики утверждаются сроки доставки грузов и их порядок исчисления.

Скоропортящиеся грузы, подкарантинные грузы, грузы перевозимые в открытом подвижном составе относятся к особым видам грузов и требуют особого способа перевозки (с объявленной ценностью, с сопровождением и охраной, в транспортных пакетах, смерзающихся грузов, отправительскими маршрутами, группами вагонов по одной накладной, в специальных контейнерах, мелкими отправками, грузах, которые контролируются Государственным ветеринарным надзором и некоторыми других). И для каждого вида грузов имеются установленные специальные правила.

Договор перевозки грузов

Общие условия транспортировки грузов определяются главой 40 ТК РФ, транспортными уставами, кодексами и правилами. Конкретные условия и ответственность сторон устанавливаются соглашением, в результате которого оформляется договор перевозки грузов. Существенными условиями любого такого договора транспортных услуг являются

  • срок доставки груза получателю, который устанавливается в порядке, определенном транспортным уставом или кодексом, или должен быть «разумным» (ст.792 ГК РФ);
  • цена;
  • обязанности сторон.

В соответствии со ст.785 ГК РФ сторонами соглашения являются грузоотправитель и перевозчик. Но фактически в нем принимает участие третья сторона — грузополучатель.

Иски к транспортировщику могут предъявлять как отправитель, так и получатель с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора в виде письменной претензии (ст.797 ГК РФ). Срок исковой давности в этом случае — 1 год.

Юристы портала Правовед.ru помогут вам составить договор перевозки грузов, претензию по его исполнению или иск к исполнителю сделки.

Последние вопросы по теме «договор перевозки грузов»

Приватный вопрос

Договором, в котором гражданским законодательством Российской Федерации установлен претензионный порядок урегулирования споров между сторонами, является

Приватный вопрос.
16 апреля 2022, 17:04 , вопрос №3253429, Ниневия Г, ст-ца. Старокорсунская
Договорное право

Крючков по договору транспортной экспедиции, заключенному с предпринимателем Волковым, обязался перевезти его груз из Хабаровска в Краснодар по железной дороге с 19 по 30 июня. В договоре была указана стоимость перевозки груза в соответствии с тарифом. Волков выдал Крючкову требуемую сумму денег. При оформлении договора перевозки груза 20 июня выяснилось, что цена перевозки груза с этого дня повысилась на 20% и Крючков оплатил разницу из личных средств. После выполнения договора он потребовал от Волкова возвратить доплаченные им деньги. Но Волков отказался, мо-тивируя это тем, что доплата за перевозку была вызвана нерасторопностью Крючкова, т.е. ненадлежащим исполнением договора, повлекшим дополнительные расходы. Вопрос к задаче Кто прав в этом споре: экспедитор — Крючков или клиент — Волков и почему?

Показать полностью
21 марта 2019, 09:41 , вопрос №2298463, Рита, г. Москва
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Получить консультацию
Договорное право

у нас есть грузовые автомобили, заключаем договора с транспортными компаниями (посредниками) на перевозку грузов (или организацию перевозок, в договорах указано, что он смешанный, хотя по условиям — договор перевозки), по договору оформляются заявки на конкретную перевозку, потом составляется транспортная накладная и затем акт об оказании услуг, такой документооборот предлагают транспортные компании Вопросы: 1. в транспортной накладной в разделе перевозчик указывают транспортную компанию и нашего водителя, а не нашу организацию 2. в акте указывают: транспортно-экспедиционные услуги 3. акты проводят датой когда получили оригиналы, а не когда составлена транспортная накладная не понимаем на каком основании так делают? так делают все транспортные компании

Показать полностью
27 ноября 2018, 12:27 , вопрос №2180307, Дмитрий, г. Владимир
Договорное право

Транспортная накладная — это и есть договор перевозки груза? Т.е., если есть транспортная накладная, заключать договор перевозки груза необязательно?

23 ноября 2018, 12:40 , вопрос №2176690, Татьяна, г. Люберцы
Договорное право

Ситуация такая.Заключили договор оказания услуг по перевозки груза в г.Бийске .В приложении указали стоимость км., и теперь в заявке указывают пункт назначения с.Майское-г.Бийск, и оплата соответственно в один пункт назначения, а до Бийска назад мы полетим.В пунктах договора, как я понимаю, надо было указать предмете и цене(оба конца).А теперь выставляют нам штраф.

Показать полностью
21 июня 2018, 04:48 , вопрос №2031477, Наталья, г. Бийск
Договорное право

Здравствуйте. Между нашей фирмой и фирмой покупателя заключен договор поставки по данному договору возникла задолженность. Покупатель хочет с нашей фирмой заключить Договор перевозки грузов ,где он будет поставлять нам транспорт. Как правильно с юридической стороны прописать что данная услуга будет нам оказана в счет погашения основного долга по договору поставки.

Показать полностью
21 мая 2018, 07:27 , вопрос №2001472, Юлия, г. Бутурлиновка
Договорное право

договор перевозки груза реальный или консенсуальный? пперевозчик пытается взыскать денежные средства с грузоотправителя, а не со своего заказчика. Ссылается на подписание транспортной накладной, но у грузоотправителя имется договор-заявка с экспедитором, а не с перевозчиком. Как доказать, что перевозчик должен просить свою оплату именно с экспедитора?

Показать полностью
25 апреля 2018, 09:06 , вопрос №1978448, дмитрий, г. Екатеринбург
Договорное право

Добрый день!Ситуация такая: Авто приехало на погрузку, но его не загрузили по причине того что увеличился объем груза,и соответственно наша машина не подошла.Произошел срыв погрузки.Водителю дали документ с места погрузки о расхождении объема.Этот документ,вместе с письмом о просьбе оплатить срыв мы отправили менеджеру не сразу, а через 3 дня(как только у водителя появилась возможность прислать нам фотографию этого документа).В ответ на это нам прислали письмо об отказе оплаты(Причину отказа указали такую :В соответствие с пунктом 80 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» акт о срыве погрузки составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акг в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.) Как дальше быть в этой ситуации?Правомерен ли их отказ об оплате?

Показать полностью
13 февраля 2018, 16:28 , вопрос №1907072, Валентина, г. Брянск
Защита прав работников

Здравствуйте! Грозит ли ответственность по ст.199 УК РФ менеджеру компании за то, что он подписал по доверенности общий договор перевозки грузов, который не содержит ни суммы оплаты, ни маршруты перевозки, ни сведений о транспортном средстве, однако, в рамках данного договора затем заключались другими сотрудниками компании заявки на перевозку груза, которые уже содержали все существенные условия перевозки со всеми суммами и маршрутами следования. К первичным документам компании (к бух.балансу, налоговым декларациям), которые подаются в ИФНС менеджер не не имел никаких отношений, ничего не подписывал, кроме договора перевозки. Может ли что грозить данному менеджеру, в случае, если с договором что-то не так или с контрагентом?

Показать полностью
07 февраля 2018, 06:13 , вопрос №1898816, Сергей, г. Красноярск
Договорное право

Добрый день! Подскажите пожалуйста. ООО № 1 (исполнитель) заключает договор с ООО № 2 (заказчик) на предоставление ТЭУ. ООО № 1 своего автотранспорта не имеет. Для этого, ООО № 1 привлекает ИП ,которое имеет в собственности автотранспорт. Могут ли в данной ситуации ИП и ООО № 1 заключить между собой договор ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА (чтобы ИП оставался на ЕНВД). или это будет не правомерно (т.к. фактическим заказчиком перевозки является ООО № 2). ООО № 1 находится на ОСНО. .

Показать полностью
12 декабря 2017, 12:39 , вопрос №1843255, Стас, г. Санкт-Петербург
Договорное право

Если договором об организации перевозок автомобильным транспортом не предусмотрена неустойка за несвоевременную уплату вознаграждения перевозчику, можно ли ее взыскать через суд на законном основании?

Показать полностью
06 декабря 2017, 08:36 , вопрос №1836378, Анна, г. Великий Новгород
Договорное право

Добрый день. мы ООО транспортная компания на ОСНО. Заказчик заказывает у нас грузоперевозку (своих машин у нас нет, только 1 в аренде), мы ставим перевозчика (ИП или ООО). Вопрос: имеем ли мы право по договору перевозки груза , нанимать третье лицо ИП или ООО (в договоре написано, что возможно третье лицо). Или если мы нанимаем третье лицо мы сразу становимся экспедиторами и нужно заключать с заказчиком договор транспортной экспедиции. А мы с перевозчиком уже заключаем договор перевозки. Помогите разобраться.

Показать полностью
20 ноября 2017, 17:08 , вопрос №1818858, Роман, г. Москва
Защита прав потребителей

Добрый день! Уважаемые юристы, помогите пожалуйста ! В апреле 2017 года мы воспользовались услугами Транспортной компании КИТ по перевозке груза, а именно дверки автомобиля Шевроле Авео из г. Набережные Челны в г.Юрюзань ЧелЯбинской области. Оформление договора по перевозке было в г. Набережные Челны, в режиме живой очереди, без возможности тщательно ознакомиться с условиями. Однако, в договоре я уследила графу » стоимость груза — 100 руб.» Я спросила, почему такая цена за дверку авто, на что мне ответили: не обращайте внимания на этот пункт, это цена всегда одинаковая длЯ всех договоров и ставится по умолчанию. Дверка пришла в срок, но помятая. Муж не подписал акт приема, написав претензию. К претензии мы приложили расценки на ремонт данного повреждения и фото отчет.стоимость ремонта составляла 7860 руб., а по решению нам возместит только 100 руб. ( Цена из договора). Есть ли шанс возместить свои убытки? Стоит ли обращаться в суд, или по закону они правы? Буду очень признательна за помощь! Спасибо!

Показать полностью
27 июня 2017, 17:47 , вопрос №1680250, Елена, г. Юрюзань
Вопрос решен
Договорное право

Добрый день! Я П.Н.В. зарегистрирована как ИП, ОКВЭД 49.41, У меня в собственности есть грузовой автомобиль с прицепом. Хочу заключить договор с организацией на перевозку грузов. Я приняла на работу водителя, но не могу его выпускать на рейс. Как правильно оформить договор, чтобы организация выпускала на рейс мой автомобиль, следила за состоянием автомобиля, оплата производилась на основании выставленных мной актов выполненных работ .

Показать полностью
27 июня 2017, 17:39 , вопрос №1680240, Наталья, г. Пятигорск
Вопрос решен
Гражданское право

Добрый день! Подскажите. Постоянно вынуждены заказывать груз только у определенного поставщика. Кроме них, этой продукции нет ни у кого. Заказываем груз на перепродажу, мы торгующая компания. Поставщик зачастил с отправкой грузов не того вида или размеров, что мы требовали. (то есть, если это одежда, то больших или меньших размеров/если это обувь то цвет иной от запрашиваемого) В свою очередь, мы запрашиваем определенный вид, цвет, размер, так как это заказ нашего клиента соответственно. Который так же как и мы заплатил предоплату 100%. Нашему клиенту было озвучено, что срок поставки определенное кол. дней. В очередной раз, когда товар приходит не такой как нужно и мы звоним поставщику, нам говорят: Возвращайте товар на обмен. Возврат, это еще неделя, к обусловленному сроку. Тем самым мы теряем клиентов. Систематически приходится терять деньги и клиентов. Так же нам поставщик утверждает, что в соответствии с законом, они не несут ответственности, за груз который собирается на складе. Мол, грузчики ступили, а офис не причем. 1. Как поступать с постоянными утерями выгоды, есть ли закон на этот случай. 2. Несет ли ответственность поставщик за то, что поставляет и соответственно должен ли он отгружать точно по нашему запросу. (а не ссылаться на какие то человеческие факторы, мол это прописано в законе) 3. Как их обязать поставлять продукцию, строго по нашему запросу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *